Kazakh Belarusian English French German Italian Portuguese Russian Spanish Ukrainian

Методическое руководство по организации профессиональной практики студентов

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Настоящее Методическое (далее — Руководство), разработаны в целях реализации Закона Республики Казахстан «Об образовании».

В настоящем руководстве используются следующие понятия и определения:

1) академический календарь (Academic Calendar) — календарь проведения учебных и контрольных мероприятий, профессиональных практик в течение учебного года с указанием дней отдыха (каникул и праздников);

2) академический период (Term) — период теоретического обучения, устанавливаемый самостоятельно организацией образования в одной из трех форм: семестр, триместр, квартал;

3) академический рейтинг обучающегося (Rating) — количественный показатель уровня овладения обучающимся учебной программы дисциплин, составляемый по результатам промежуточной аттестации;

4) академическая степень (Degree) — степень, присуждаемая организациями образования обучающимся, освоившим соответствующие образовательные учебные программы, по результатам итоговой аттестации;

5) академический час – время контактной работы обучающегося с преподавателем по расписанию на всех видах учебных занятий (аудиторная работа) или по отдельно утвержденному графику;

6) самостоятельная работа обучающегося (далее — СРО) — работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов; в зависимости от категории обучающихся она подразделяется на самостоятельную работу студента (далее — СРС), самостоятельную работу магистранта (далее — СРМ) и самостоятельную работу докторанта (далее — СРД); весь объем СРО подтверждается заданиями, требующими от обучающегося ежедневной самостоятельной работы;

7) учебные достижения обучающихся — знания, умения, навыки и компетенции обучающихся, приобретаемые ими в процессе обучения и отражающие достигнутый уровень развития личности;

8) Европейская система трансферта (перевода) и накопления кредитов (ECTS) – способ присвоения зачетных единиц (кредитов) компонентам образовательных программ (дисциплинам, курсам, модулям), с помощью которых осуществляется сравнение и перезачет освоенных обучающимися учебных дисциплин (с кредитами и оценками) при смене образовательной траектории, учебного заведения и страны обучения;

9) Индивидуальный учебный план  – учебный план, формируемый на каждый учебный год обучающимся самостоятельно с помощью эдвайзера на основании типового учебного плана и каталога элективных дисциплин;

10) кредит (Credit, Credit-hour) — унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя;

11) кредитная технология обучения – обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя;

12) балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений – система оценки уровня учебных достижений в баллах, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе с цифровым эквивалентом, и позволяющая установить рейтинг обучающихся;

13) рабочий учебный план — документ, разрабатываемый организациями образования самостоятельно на основе типового учебного плана специальности и индивидуальных учебных планов обучающихся;

14) транскрипт (Transcript) — документ, содержащий перечень освоенных дисциплин за соответствующий период обучения с указанием кредитов и оценок в буквенном и цифровом выражении;

15) типовой учебный план  — документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин профессиональной учебной программы образования, порядок их изучения и формы контроля.

16) эдвайзер (Advisor) — преподаватель, выполняющий функции академического наставника обучающегося по соответствующей специальности, оказывающий содействие в выборе траектории обучения (формировании индивидуального учебного плана) и освоении образовательной программы в период обучения.

Профессиональная практика является обязательным компонентом учебной программы высшего образования. Она подразделяется на учебную, педагогическую, производственную и преддипломную. Общий объем всех видов профессиональных практик   составляет  не менее 6 кредитов.

В магистратуре и докторантуре вводится исследовательская практика.

Продолжительность практик определяется в неделях исходя из нормативного времени работы обучающегося на практике в течение недели, равного 30 часам (6 часов в день при 5-дневной рабочей неделе). Для вычисления количества недель объем практики в кредитах умножается на трудоемкость соответствующего вида практики в учебных часах и делится на продолжительность работы обучающегося на практике в течение недели, то есть на 30 часов.

Поскольку трудоемкость 1 кредита практики составляет 15 часов (по 50 мин.) для учебной практики, 30 часов (по 50 мин.) для педагогической практики, 75 часов (по 50 мин.) для производственной практики и 120 часов (по 50 мин.) для исследовательской практики, то соответственно продолжительность практики на 1 кредит в неделях составляет: 0.5 недели для учебной практики, 1 неделя – для педагогической практики, 2.5 недели – для производственной практики и 4 недели – для исследовательской практики.

Каждый академический час практики (кроме учебной) сопровождается соответствующим числом учебных часов дополнительной работы обучающегося: 1 часом – для педагогической практики, 4 часами – для производственной практики и  7 часами – для исследовательской практики.

К числу организационных мероприятий, обеспечивающих необходимый уровень проведения практики, относятся планирование практики, разработка программ практики для студентов различных специальностей, выбор баз практики и заключение с ними договоров, подготовка необходимой документации, работа кафедр по распределению студентов по местам практики, подбору руководителей, составлению тематики индивидуальных заданий и т.п. В целом структура процессов организации практики выглядит следующим образом:

 141411

Рисунок 1 — Блок-схема процесса «Профессиональная практика» [10]

 

В рамках организации и проведения профессиональной практики ее участники выполняют следующие функции:

Функции кафедры:

1) информирует студентов о сроках проведения практики и защите отчетов;

2) осуществляет проверку готовности кафедры к практике в части обеспеченности программами, планами, методическими указаниями и так далее;

3) составляет представления на группу студентов-практикантов;

4) разрабатывает и утверждает Программу практики по каждому направлению бакалавриата;

5) организует проведение собраний студентов по вопросам практики с участием руководителей практики;

6) осуществляет контроль над ходом практики;

7) создает комиссию по защите отчетов по практике и утверждает ее состав;

8) подготавливает отчеты о результатах проведения практики с предложениями по совершенствованию ее организации (Приложение К).

Функции  Центра карьеры:

1) обеспечивает  сбор заявок студентов выпускных курсов на практику;

2) формирует необходимый банк данных по организациям, выступающим в качестве баз практик;

3) выдает  направления и ведет реестр  договоров  по проведению практики;

4) принимает  участие в работе комиссии по защите отчетов по практике;

5) составляет сводный  отчет о результатах проведения практики с предложениями по совершенствованию ее организации.

Функции Руководителя практики от кафедры:

1) принимает участие в разработке программы практики;

2) консультирует обучающихся по всем вопросам, связанным с прохождением практики;

3) осуществляет контроль над ходом прохождения практики;

4) производит проверку отчетов обучающихся по практике;

5) дает письменный отзыв о прохождении практики;

6) участвует  в работе комиссии по защите отчетов по практике.

Функции Обучающегося (практиканта):

1) подает в Центр карьеры анкету-заявку на практику за 6 месяцев до начала учебного года, в котором планируется проведение практики;

2) получает от соответствующей кафедры: программу практики, дневник практиканта, направление на практику, бланк справки-подтверждения и программу практике;

3) выполняет программу практики;

4) ведет дневник практики по установленной высшим учебным заведением форме;

5) производит сбор фактического материала о профессиональной деятельности организации, выступающей в качестве базы практики, и использует его при написании отчета;

6) подчиняется правилам внутреннего распорядка на месте прохождения практики;

7) участвует в операционной работе организации по заданию руководителя практики от базы практики;

8) изучает (в зависимости от специальности): специфику работы предприятия, его экономику, организацию и управление, систему стандартизации и контроля качества продукции (услуги) и другие аспекты деятельности в соответствии с требованиями программы практики, а также передовой опыт специалистов, методы, методики и технологии их работы; результаты научных и других исследований в соответствии со спецификой осваиваемой специальности; организацию научно-исследовательской, финансовой, проектно-конструкторской и других работ;

9) изучает и строго соблюдает правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

10) представляет руководителю практики от кафедры по установленной форме письменный отчет, дневник практиканта и характеристику с места практики;

11) защищает отчет по практике перед комиссией;

12) участвует в формировании банка данных по базам практик и осуществляет поиск места прохождения практики.

Планирование практики осуществляется на основе:

1) рабочих учебных планов специальностей и программ по практике (РСМК КазАТиСО — Процедура № 703);

2) учета результатов предыдущих практик;

3) принятых решений по улучшению практики студентов на Ученом Совете (выписка из протокола заседания УС).

Основным организационно-методическим документом, регламентирующим деятельность студентов и руководителей практики, является программа практики.

Программы разрабатываются кафедрами в соответствии с рабочим учебным планом (РСМК КазАТиСО — Процедура № 703), согласовываются с руководителем практики от Академии, рассматриваются учебно-методическим советом кафедры, утверждаются решением кафедры и рекомендуются для печати Учебно-методическим советом КазАТиСО (УМС КазАТиСО).

Программы практики должны соответствовать требованиям квалификационных характеристик бакалавров, учитывать профиль специальности и отражать последние достижения науки и производства. Поэтому они должны периодически (но не реже одного раза в 5 лет) пересматриваться и дорабатываться. Разработка и издание программ практики для вновь открываемых направлений бакалавриата осуществляется не позднее, чем за семестр до ее начала.

Программа практики должна содержать следующие основные разделы:

1) Общие положения, в которых отражаются положения и требования ГОСО МОН РК «Профессиональная практика» и ГОСО соответствующей специальности;

2) цели и задачи практики, включая формулировку профессионально значимых умений, навыков и ключевых компетенций, вырабатываемых в ходе прохождения практики;

3) регламент практики, включая права и обязанности всех ее сторон;

4) содержание практики и индивидуальные задания;

5) процедуру итоговой отчетности;

6) процедуру  защиты и оценивания  отчетов;

7) другие разделы на усмотрение  УМС кафедры.

В качестве баз для прохождения практики  кафедра совместно с Центром карьеры выбирают организации независимо от форм собственности, соответствующие профилю подготовки специалистов в Академии и тематики дипломных работ.

Организации, используемые в качестве баз практики, должны отвечать следующим требованиям:

1) наличие структур по профилю специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в Академии;

2) возможность квалифицированного руководства практикой студентов;

3) возможность предоставления студенту на время практики рабочего места;

4) предоставление студентам права пользования имеющейся литературой, технической и другой документацией, необходимой для выполнения программы практики;

5) возможность последующего трудоустройства выпускников Академии;

6) наличие (при необходимости) жилищного фонда (при прохождении практики вне территории нахождения вуза).

Студент имеет право  самостоятельно осуществить поиск базы практики при условии ее соответствия требованиям, обеспечивающим выполнение программы в полном объеме. В этом случае студент предоставляет на кафедру договор между организацией и Академией и справку-подтверждение (Приложение А и В)

Общее руководство практикой студентов на базе практики приказом руководителя организации возлагается, как правило, на одного из заместителей,  либо руководителей  внутренних подразделений организации.

В качестве руководителя  практики от кафедры назначается, профессор, доцент, опытный преподаватель, хорошо знающий специфику профессии и деятельность баз практики.

В начале практики студенты должны пройти инструктаж по технике безопасности, ознакомиться с правилами трудового распорядка, порядком получения материалов и документов. При зачислении студентов на штатные должности в период практики на них распространяются Трудовой кодекс РК и правила внутреннего трудового распорядка организации. На студентов, не зачисленных на штатные должности, также распространяется режим рабочего дня, действующий в данной организации.

Продолжительность рабочего дня студентов во время прохождения практики регламентируется Трудовым Кодексом Республики Казахстан и составляет не более 40 часов в неделю для студентов старше 18 лет и не более 36 часов в неделю для студентов в возрасте от 16 до 18 лет.

Центр карьеры  совместно с  кафедрами ежегодно не позднее чем за один месяца до начала учебного года обязаны заключить договор  на проведение профессиональной  практики (Приложение А)  с организациями, выбранными в качестве баз практики, на предстоящий календарный год. Договор на проведение практики определяет обязанности каждой из сторон производственной практики, ее вид и сроки проведения, количество студентов, направляемых на практику. Договоры заключаются также и по мере выявления новых баз практики, в том числе  самостоятельно выбранных обучающимся.

Направление обучающихся на практику оформляется приказом руководителя высшего учебного заведения с указанием сроков прохождения практики, базы практики и руководителя практики, на основании представления заведующего кафедрой.

К прохождению практики должны допускаться студенты, полностью выполнившие учебный план курса.

Индивидуальный перенос сроков практики по уважительным причинам осуществляется в соответствии с приказом ректора. Основанием для приказа является заявление студента, согласованное с заведующим кафедрой, и документы, подтверждающие необходимость переноса сроков практики. В этом случае студент, как правило, находит место практики самостоятельно. Ответственность за непосредственную организацию и учебно-методическое руководство практикой несут  кафедры.

Продолжительность производственной практики определяется количеством академических часов или кредитов, в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования.

Для выхода на место производственной практики Центр карьеры или  кафедра выдает студенту следующие документы:

1)  Программу практики;

2)  Направление на практику (приложение Б);

3)  Бланк справки-подтверждения (приложение В);

4)  Дневник практиканта (Приложение Г).

Обучающиеся заочной формы обучения при условии их работы по специальности освобождаются от производственной практики. В данном случае обучающиеся представляют на кафедру справку с места работы и характеристику, отражающую их профессиональную деятельность.

По завершению практики обучающийся должен продемонстрировать полученный опыт и навыки посредством:

а) представления:

    1) заполненного отчета по практике;

    2) заполненного дневника практики;

  3) характеристики (отзыва) от руководителей практики от предприятия  и от кафедры;

б) защита отчета по практике.

В процессе защиты  отчетов комиссией задаются студенту вопросы, позволяющие выявить полноту выполнения последним программы практики (Приложение Д).

Комиссия по защите отчетов формируется  кафедрой.

Результаты защиты отчетов оцениваются дифференцированной оценкой по балльно-рейтинговой буквенной системе. Основным критерием оценки результативности практики является степень выполнения  студентом программы практики.

Оценка по практике регистрируются в экзаменационной ведомости и  транскрипте. При отрицательной оценке результатов практики комиссия анализирует ее причины. При этом комиссия учитывает:

1) полную неподготовленность (например, отсутствие обязательных отчетных документов);

2) недобросовестное отношение студента к практике;

3) факты нарушения дисциплины на месте прохождения практики.

По результатам анализа комиссия может подготовить следующие представления:

1) повторное прохождение практики;

2) отчисление из числа студентов.

Отчет о практике, дневник практики и характеристика на студента подписываются руководителем практики от базы практики и сдаются на кафедру  в течение трех дней после прибытия обучающего  с практики (после летних каникул, если практика проводится в июле).

В отчете  должны найти отражение отзывы студента о соответствии базы практики предъявляемым требованиям.

Защита отчетов  по практике проводится в течение первых двух недель следующих за практикой, в соответствии с графиком работы комиссии по защите отчетов по практике.

Защита отчетов по  практике может быть организована и проведена на базе практики.

Студент, не выполнивший программу производственной практики, а равно получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, повторно направляется на практику в свободное от учебы время. При этом сохраняется предусмотренная учебным планом продолжительность практики. Сроки и условия повторного прохождения практики устанавливает ректор КазАТиСО для каждого отдельного случая в соответствии с РСМК КазАТиСО 707.

Студент, получивший неудовлетворительную оценку при защите отчета по производственной практике, не допускается к государственным экзаменам и, в случае неликвидации задолженности в установленный срок, отчисляется из Академии.

Итоги практики студентов обсуждаются на заседаниях УМС кафедры. По итогам практики могут проводиться научно-практические конференции, семинары, круглые столы с участием студентов, преподавателей Академии, руководителей от баз практики и ведущих специалистов – практиков.

Результаты практики оформляются студентом в форме письменного отчета.  Для оформления отчета практиканту выделяется последняя  неделя практики.

Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе в период практики и весь материал, отражающий содержание разделов программы практики, календарного плана и индивидуального задания.

Структура отчета по производственной практике:

а) Титульный лист (Приложение Ж);

б) Содержание;

в) Введение;

г) Сведения об организации (базе практики);

д) Отчет о выполненных  на базе практики работах;

е) Заключение;

ж) Список использованной литературы;

з) Приложения.

Содержание представляет собой перечень приведенных в отчете разделов и тем с указанием страниц.

Введение включает краткую характеристику базы практики, включая наименование организации, вид деятельности и местонахождение, основные задачи и направления проведенной  студентом работы.

Сведения об организации (базе практики) включают в себя содержание и установленный регламент деятельности организации, ее организационно-правовую форму (Государственное предприятие, АО, ТОО и др.) и организационную структуру, основные показатели деятельности (например, численность работников, объем продаж, балансовые показатели), место и роль в экономике (отрасли, подотрасли).

Отчет о выполненных  на базе практики работах  должен  отражать фактически проделанную студентом  работу с указанием методов, методик и технологий их выполнения, оценку достигнутых результатов.

Заключение содержит  выводы по непосредственно проделанной студентом  на базе практики работы, предложения (рекомендации) по улучшению  деятельности организации (отрасли, подотрасли) в целом, либо в отдельных ее аспектах, оценку полноты выполнения поставленных в рамках Программы практики задач.

Список использованной литературы, включая нормативные акты, методические указания и рекомендации.

Отчет должен быть выполнен на стандартных листах  формата А4 в объеме не менее 25 стр. (без учета приложений).

Отчет  оформляется в мягком переплете, после его проверки руководителем практике от Академии.

При постраничной записи текста следует выдерживать поля следующих размеров: левое – 3,0 см, правое – 1 см, верхнее – 2,0 см, нижнее – 2,5 см., при наборе текста использовать:  шрифт — Тimes New Roman, интервал одинарный, кегль 14.

Нумерация всех страниц сквозная, в центре нижней части листа арабскими цифрами без точки. На титульном листе и содержании нумерация не ставится.

В тексте отчета разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, графических материалах включая применение шрифтов разной гарнитуры.

Наименования разделов и подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Каждый раздел начинается с новой страницы. Подразделы разделяются между собой отступлением в две строки текста.

Отступ первой строки абзаца составляет 1,25 см.

Если в тексте работы имеются перечисления, то перед каждым перечислением следует ставить дефис или строчную букву (за исключением е, ё, з, й, о, у, х, ч, ш, щ, ь, ы, ъ), после которой ставится скоба. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых, ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа. Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения отчета, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью рукописным способом.

Повреждения листов отчета, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графика) не допускается.

Если в документе принята специфическая терминология, то в конце его (перед списком литературы) должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание документа.

В тексте отчета не допускается применение:

a) оборотов разговорной речи, техницизмов, профессионализмов;

b) для одного и того же понятия различных научно-технических терминов, синонимов, а также иностранных слов и терминов при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

c) произвольных словообразований;

d) сокращений обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблицы, в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

В тексте отчета, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается применение:

a) математического знака минус (—) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

b) знака «0″ для обозначения диаметра (следует писать слово «диаметр»). При указании размера или предельных отклонений диаметра на чертежах, помещенных в тексте документа, перед размерным числом следует писать знак «0″;

c) без числовых значений математических знаков, например > (больше), < (меньше), = (равно), а также знаки № (номер), % (процент).

Если в тексте отчета  приводят диапазон числовых значений какой-либо величины, выраженных в одной и той же единице ее измерения, то обозначение единицы измерения указывается после последнего числового значения диапазона.

Приводя наибольшие или наименьшие значения величин следует применять словосочетание «должно быть не более (не менее)».

Приводя допустимые значения отклонений от указанных норм, требований следует применять словосочетание «не должно быть более (менее)».

Числовые значения величин в тексте следует указывать со степенью точности, которая необходима для объективного отражения исследуемого явления или процесса. Округление числовых значений величин должно быть одинаковым в рамках всей работы, либо до первого,  либо до второго и т.д. десятичного знака.

Дробные числа необходимо приводить в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах.

При невозможности выразить числовое значение в виде десятичной дроби, допускается записывать в виде простой дроби в одну строчку через косую черту.

Иллюстрации (рисунки, диаграммы, схемы) за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например, Рисунок 2.1 (где 2 – номер раздела, а 1 – порядковый номер рисунка).Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и его наименование помещают после пояснительных данных и располагают посередине строки под рисунком.

В тексте отчета при ссылках на иллюстрацию следует писать в соответствии с рисунком 2.1.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Таблицы за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенные точкой, например, Таблица 1.2 (где 1 – номер раздела, а 2 – порядковый номер таблицы).

Таблицы, должны иметь наименование с ссылкой на источник.

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей с абзацным отступом на следующей строке после слов «таблица 2.1».

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

В тексте отчета при ссылках на таблицу следует писать в соответствии с таблицей 1.2.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.2″. При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью. При переносе части таблицы нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу с большим количеством граф целесообразно выносить в приложение.

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца вразрядку и не подчеркивать.

Примечания приводятся в том случае, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют.  Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Допускается применять размер шрифта в таблице меньше, чем в тексте.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы следует нумеровать в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенные точкой, например (3.1).

Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках, например, [1, с.22] (где 1- номер источника в списке литературы, а 22 – номер страницы источника).

В списке использованной литературы, который прилагается на отдельном листе, следует сначала указать Законы, Указы Президента и др. нормативные документы с указанием даты их принятия. Затем в алфавитном порядке фамилии авторов использованных книг, статей. При этом пишется сначала фамилия автора, затем инициалы, название книги, город, издательство, год, страница. При использовании журнальных или газетных статей также следует сначала указать Ф.И.О. автора, затем название статьи, журнал (газету), дату.

Приложения оформляют как продолжение отчета (проекта) на последующих ее листах.

В тексте отчета на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием сверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения должны иметь общую с остальной частью отчета сквозную нумерацию страниц.

         

2. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

 

2.1 Учебная и учебно-ознакомительная практики

 

Учебная, учебно-ознакомительная практика организуется на 2-3 курсах. Продолжительность учебной и учебно-ознакомительной практики составляет, как правило, 2-3 недели.

Целью учебной и учебно-ознакомительной практики является знакомство обучающегося с направлениями деятельности высшего учебного заведения, образовательными программами, реализуемыми высшими учебным заведением, обучаемой специальностью, видами функциями и задачами будущей профессиональной деятельности.

Программы учебной и учебно-ознакомительной практики разрабатываются общей или выпускающей кафедрой.

Базами учебной и учебно-ознакомительной практик являются учебное заведение, учебные мастерские, лаборатории, полигоны, опытные хозяйства, клиники, другие учебно-вспомогательные подразделения вуза, а также организации соответствующие будущей профессиональной деятельности.

В случае проведении учебной и учебно-ознакомительной практики в сторонних организациях необходимо наличие соответствующих договоров (Приложение А).

По итогам учебной и учебно-ознакомительной практики, обучающиеся представляют на соответствующую кафедру отчет, который проверяется руководителем практики и защищается перед комиссией, созданной распоряжением заведующего кафедрой. Результаты защиты отчета оцениваются дифференцированным зачетом по установленной балльно- рейтинговой буквенной системе оценок.

         

2.2 Языковая практика

 

Обучающиеся по специальностям, где знание иностранного языка является обязательным (специальности международного профиля), проходят также языковую практику.

Целью языковой практики является выявление степени знаний профессионального иностранного языка по специальности.

Программа языковой практики разрабатывается кафедрой иностранного языка по согласованию с выпускающей кафедрой, осуществляющей подготовку специалистов соответствующего профиля.

Руководство языковой практикой осуществляется совместно с консультантом. В данном случае педагогическая нагрузка распределяется между руководителем и консультантом в соотношении 70(80):30(20).

По итогам языковой практики, обучающиеся представляют на соответствующую кафедру отчет, который проверяется руководителем и консультантом и защищается перед комиссией, созданной распоряжением заведующего кафедрой. Результаты защиты отчета оцениваются дифференцированным зачетом по установленной балльно-рейтинговой буквенной системе оценок.

 

3. ПРОИЗВОДСТВЕНАЯ ПРАКТИКА

 

Производственная практика организуются после завершения изучения цикла специальных дисциплин, по которым предусмотрена производственная практика, или теоретического обучения в целом.

Производственная практика на выпускном курсе организуется после полного завершения теоретического обучения.

Обучающиеся вечерней и заочной форм обучения при условии их работы по специальности освобождаются от производственной практики. В данном случае обучающиеся представляют в высшее учебное заведение справку с места работы и характеристику, отражающую их профессиональную деятельность.

Целью производственной практики является закрепление ключевых компетенций, приобретение практических навыков и опыта профессиональной деятельности по обучаемой специальности.

В ходе практики решаются следующие основные задачи:

1) профессиональная ориентация обучающихся;

2) приобретение и закрепление профессиональных навыков и умений;

3) выполнение по согласованию с руководителями практики индивидуальных заданий;

4) подготовка учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ, основанных на изучении и творческом анализе практической деятельности в месте прохождения практики.

Программа производственной практики разрабатывается и утверждается выпускающей кафедрой.

Базами производственной практики являются организации соответствующие профилю обучаемой специальности (или родственные организации). 

Высшее учебное заведение должно заключать соответствующие договора с базами практики, в соответствии с формой типового договора  по организации  профессиональной практики, утвержденной уполномоченным органом в области образования.  Договора могут заключаться в рамках модели Корпоративный Университет и Учебный научно-производственный центр (по необходимости).

Договора с базами практики должны быть заключены не позднее, чем за 1 месяцев до начала учебного года.

Продолжительность и количество производственных практик определяются государственными общеобязательными стандартами по соответствующей специальности.

По итогам производственной практики, обучающиеся представляют на соответствующую кафедру отчет, который проверяется руководителем практики и защищается перед комиссией, созданной распоряжением заведующего кафедрой. Результаты защиты отчета оцениваются дифференцированным зачетом по установленной балльно-рейтинговой буквенной системе оценок.

 

4. ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

 

Целью преддипломной практики является проведение дипломного исследования, подготовка и написание дипломной работы.

Содержание преддипломной практики определяется темой дипломного проекта (работы).

По отдельным специальностям преддипломная практика как по цели, задачам, содержанию, так и по времени проведения может совпадать с производственной практикой.

Научное руководство преддипломной практикой осуществляет, как правило, научный руководитель дипломной работы (проекта).

Продолжительность преддипломной практики определяется количеством академических часов или кредитов, отведенных на написание дипломной работы (проекта) в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования.

В период преддипломной практики обучающийся осуществляет сбор фактического материала по профессиональной деятельности соответствующей базы практики, практического материала по теме дипломной работы (проекта). Результаты практики используются для написания дипломного проекта (работы) и оформляются соответствующим образом.

По итогам преддипломной практики, обучающиеся представляют на соответствующую кафедру отчет, который проверяется руководителем практики и защищается перед комиссией, созданной распоряжением заведующего кафедрой. Защита отчета подводится на предварительной защите дипломного проекта (работы), порядок организации которой определяется высшим учебным заведением самостоятельно.

Результаты защиты отчета оцениваются дифференцированным зачетом по установленной балльно-рейтинговой буквенной системе оценок.

 

5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

 

Обучающиеся педагогических специальностей проходят непрерывную педагогическую практику, которая организуются после завершения изучения цикла специальных дисциплин, по которым предусмотрена педагогическая практика, или теоретического курса обучения в целом.

Обучающиеся вечерней и заочной форм обучения при условии их работы по специальности (в общеобразовательных школах, колледжах) освобождаются от прохождения педагогической практики. В данном случае обучающиеся представляют в высшее учебное заведение справку с места работы и характеристику, отражающую их профессиональную деятельность.

Целью педагогической практики является закрепление и углубление знаний по общенаучным, культурологическим, психолого-педагогическим, методическим и специальным дисциплинам, а также формирование на основе теоретических знаний педагогических умений, навыков и компетенций.

Педагогическая практика направлена на соединение общенаучной, дидактической, методической, предметной и психолого-педагогической подготовки.

Программы педагогической практики разрабатываются и утверждаются выпускающей или специализированной кафедрой.

Программа педагогической практики должна быть направлена на выработку у обучающихся профессионально значимых умений и формирование ключевых компетенций:

- планирование, прогнозирование, анализ основных компонентов процесса обучения и воспитания;

- выявление степени соответствия применяемых методов и средств обучения дидактическим целям и задачам;

- использование разнообразных форм и методов организации и реализации учебно-познавательной, трудовой, общественной, природоохранной, оздоровительной, — - игровой и других видов деятельности учащихся;

- осуществление индивидуального подхода к учащимся в ходе учебной и воспитательной работы с учетом особенностей их развития;

- проведение педагогической диагностики состояния педагогического процесса;

- оценивание результатов деятельности учащихся, педагогов и своей собственной деятельности.

Базами педагогической практики являются организации образования, дающие среднее общее образование, начальное профессиональное, среднее профессиональное образование.

Высшее учебное заведение должно заключать соответствующие договора с базами практики, в соответствии с формой типового договора по организации профессиональной практики, утвержденной уполномоченным органом в области образования (Приложение А)

Договора с базами практики должны быть заключены за два месяца до начала учебного года.

Продолжительность педагогической практики и их количество определяются государственными общеобязательными стандартами по соответствующей специальности. Продолжительность профессиональной практики согласно ГОСО РК 5.04.019-2008 «Высшее образование. Основные положения» на основе кредитной технологии обучения с учетом трудоемкости для всех специальностей должна быть не менее 6 кредитов.

По итогам педагогической практики, обучающиеся представляют на соответствующую кафедру отчет, который проверяется руководителем практики и защищается перед комиссией, созданной распоряжением заведующего кафедрой. Результаты защиты отчета оцениваются дифференцированным зачетом по установленной балльно-рейтинговой буквенной системе оценок.

Скачать «Методическое руководство по организации профессиональной практики студентов»


0

Просмотреть увеличенную карту